стартапы и стартаперы: типичные ошибки

Есть такая штука, как стартап. По моей классификации, это — отдельный класс бизнеса, имеющий подготовительный период, уходящий на создание нового продукта/сервиса (который позднее планируется продавать).

Стартаперы — участники стартапов, они бывают трех видов.

Первые — это спецы. Собирается группа товарищей, обычно это IT-специалисты, придумывают идею, начинают её воплощать своими силами.

Что происходит дальше? Вспомним правило двух приоритетов. Большинство команд разваливаются задолго до окончания разработки — т.к. стартап это здорово, но кушать хочется больше, а ещё любить, развлекаться, страдать фигней.

Те немногие, которые доходят до какого-то прототипа — с удивлением узнают, что без продаж их продукт никому не нужен. После чего лихорадочно ищут инвестора.

С удивлением узнают, что инвестор не дурак и просто так бабки не раздает, а если раздает — то и требует много. Те единицы, которые умудряются продаться инвестору, чувствуют себя на седьмом небе от счастья ровно до тех пор, пока не догоняют, что они не то, чтобы достигли успеха… а несколько сложным способом взяли денег в долг! И что на этот момент закончился только подготовительный период, а началось самое сложное — продвижение (IT спецы, как правило, не большие знатоки  маркетинга).

Как правило, стартаперы первого вида изначально так далеко не заглядывают, и их подготовка к началу стартапа ограничивается просмотром фильма «Социальная сеть». Кстати, прокомментирую фильм. Очень, очень вдохновляющий! Даже для тех, кто читал теорию о пристрастии выживания Николаса Талеба. «В двух словах, пристрастие выживания подразумевает, что реализация с самой высокой результативностью будет наиболее видимой. Почему? Потому, что проигравшие не обнаруживаются.»

Иными словами, если бы вы видели весь легион стартаперов, прошедших Голгофу на пути к своему очередному «убийце фейсбука», для вас стало бы очевидным: шансы выиграть в лотерею миллион баксов гораздо выше, чем довести до денег такой стартап!

Типовые ошибки:

1. отсутствие понимания, для кого предназначен и какую проблему решает продукт — и, как следствие, отсутствие понимания, как он будет монетизироваться («заработок на рекламе» в 95% случаев равнозначен непониманию)
2. поиск новой идеи (основы бизнеса для начинающих: не изобретай — моделируй!) и зацикливание на идее как основополагающей продукта (самая распространенная иллюзия — что хорошая идея автоматически решает вопрос продаж)
3. отсутствие какого-либо плана (и особенно плана продвижения продукта)
4. равноправие (эффективное управление может быть только тоталитарно-авторитарным)
5. партнерство (эффективность партнерства тем меньше, чем больше в нем участников)

Переходим к стартаперам второго вида.

Как правило, это люди, которые относятся к стартапу, как к инвестиции. Инвестируют своё время и деньги. При выборе идеи не изобретают велосипед, а воспроизводят то, что уже есть. Нанимают специалистов для решения задач, требующих серьезной квалификации. Планируют и задумываются о маркетинговой стратегии.

Примерно треть моих клиентов — стартаперы второго рода. Их типичные ошибки:

1. неправильный выбор ниши/продукта (удивительно не то, что некоторые продукты в принципе не могут приносить интересных стартаперу денег, но то, что об этом просто не задумываются)
2. отсутствие дешевой попытки (одна из задач стартапа — максимально быстрое получение обратной связи от клиентов, посмотреть, пойдет-не пойдет. Здесь важно, чтобы подготовительный этап был кратчайшим. Некоторые же идеи практически не позволяют выделить небольшой блок работ, для последующей апробации «на кошках»)
3. увлечение качеством продукта (некоторые стартаперы выпускают по 3 версии продукта до его первой апробации. Дорого, долго. И самое забавное — глаз замыливается, и качество/удобство продукта не просто растет, а даже падает)

Стартаперы третьего вида — профессионалы: бизнес-ангелы, венчурные фонды, инвестиционные холдинги. Обсуждать их стратегию не вижу смысла, т.к. они и так знают что делать, а начинающим их правила чаще противопоказаны, чем рекомендованы.

Итого, уроки-рекомендации:
1. делать много дешевых и быстрых (малый период создания прототипа) попыток
2. зарабатывать в основном бизнесе, вкладывать в стартапы
3. диверсифицироваться (не делать один дорогой стартап, делать десяток дешевых)
4. планировать (хорошо представлять) способы продвижения и монетизации продукта
5. нишеваться/четко представлять себе целевую аудиторию и её платежеспособность (не продавать в Арктике лед – пингвинам, а в России софт – физлицам)
6. быть готовым потратить на стартап минимум год интенсивных действий (и бОльшую его часть — на маркетинг!)
7. проводить опросы
8. общаться с профессиональными стартаперами (например, на встречах startuppoint.ru)

Это рекомендации для начинающих. С моей точки зрения, в любом деле, чтобы достигнуть хороших результатов, нужно сначала копировать мастеров. Если вы уже заработали свои миллионы долларов — вы можете себе позволить запустить десяток новых, инновационных ютубофейсбуков. Мастеру импровизация позволительна.

08.02.2011   Бизнес   3 комментария

3 комментария

  1. Просто - 12.02.2011

    Полезно, спасибо.

  2. Александр - 18.02.2011

    Познавательно. Узнал себя частично во втором типе стартапера. Сразу возник вопрос, что считать дешевой попыткой? Затраченное время, суммы. Как понять на ранней стадии принесет ли это какую-либо прибыль? Есть несколько идей. Их мне что сразу одновременно запускать? Как распределить финансы и усилия? Потратить скажем год на какой-нибудь один проект и понять, что это не принесет необходимой прибыли было бы неприятно. Единственное что заставляет двигаться дальше, это желание сделать что-то полезное для интернет-сообщества, ну и саморазвитие конечно. Буду рад отклику.

  3. Михаил - 18.02.2011

    > Затраченное время, суммы

    Да. Думаю, что размеры сумм субьективны и больше зависят от размера капитала и уровня психологически значимой суммы — для кого-то попытка в 100 тыс руб дорого, а для мультимиллионера и в долларах невелика. По срокам — по мне, хороший срок разработки первой версии продукта 2-4 мес. Меньше ещё лучше 😉

    > Как понять на ранней стадии принесет ли это какую-либо прибыль?

    Считать, сколько денег приносят существующие аналоги. Проводить опросы. Делать предпродажи (продавать до выпуска продукта).

    > Их мне что сразу одновременно запускать?

    Вот уж не знаю! 🙂 Зависит от того, сколько у вас времени, энергии и дисциплины 🙂 и от того, как организуете — может вы будете только в барабан бить по 5 минут в день?)

Оставить комментарий